Институт нравственности

Идеология нравственности и конституция

Самый главный аргумент против введения любой монопольной идеологии, в том числе идеологии нравственности, имеет своей опорой ту статью Конституции РФ, в которой сказано: «В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие. Никакая идеология  не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (раздел первый, глава 1, статья 13, пункты 1,2).

В этой связи необходимо заявить следующее:

Во-первых: по умолчанию у нас сегодня монопольно господствует безнравственная, общественно-опасная идеология “обогащения любой ценой”,  – что следует расценивать двояко: или как демонстративное нарушение Конституции РФ, или как сигнал о необходимости замены деструктивной  для государства и общества идеологии на созидательную.

Институт нравственности

Во-вторых: в отношении категории “нравственности” указанная статья Конституции РФ не имеет силы, потому что в другой статье Конституции РФ говорится: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (раздел первый, глава 2, статья 55, пункт 3). Иными словами: даже в сегодняшней редакции Конституции РФ общественная значимость нравственности имеет более высокий  порядок, нежели общественная значимость прав и свобод человека и гражданина. А посколькуидеология– этокомплекс идей и концепций, ориентированных на ценности, то и само существование нравственности иначе как в форме воплощённой идеологии попросту невозможно.

В-третьих: когда мы говорим об «идеологии нравственности», то нужно понимать, что сам термин “идеология”– это всего лишь дань современной культурной традиции, для которой кажется естественным называть всепроникающее духовное влияние идеологией. Поэтому, если оставить в стороне склочное препирательство о словах, то нужно будет признать, что речь идёт о возврате не столько к “идеологизированному”, сколько к нормальному, т.е., признающему верховенство духовных ценностей, обществу.

В конце концов, можно говорить не об “идеологии нравственности”, а о “сверхвласти нравственности”, – что опять-таки вписывается в конституционные нормы, а также в теорию государственности, различающую “идеологическую сверхвласть как руководящий принцип” и “непосредственное управление как орудие претворения руководящего принципа в жизнь”.

В-четвёртых: “идеологическое многообразие”, т.е. многообразие в сфере ценностей, ведёт не к “свободе мнений”, а к окончательной “атомизации”, и, соответственно, деградации общества. То есть, пункт 1 статьи 13 Конституции РФ сформулирован без учёта различия между многообразием в сфере мыслейи многообразием в сфере ценностей; многообразие второго рода, в отличие от многообразия первого – это фикция, потому что здесь есть выбор только между ценностями и антиценностями (между “добром” и “злом”, говоря языком религиозной традиции). И сохранить саму возможность выбора между ценностями и антиценностями можно лишь, сознательно утверждая ценности, – в противном случае мы остаёмся только с антиценностями, когда фиктивное “идеологическое многообразие” оборачивается “идеологическим безобразием”.

Институт нравственности

Ещё один аргумент против нравственности как государственной идеологии формулируется так: нравственность невозможно насадить директивным путём.

В этом аргументе много лицемерия. Мы видим, что с помощью средств массовой информации (органов директивного управления сознанием через эмоции) можноочень эффективно насаждать всё то, что способствует нравственному разложению и деградации общества.  А это значит, что с точно  такой же эффективностью и с помощью точно таких же средств можно насаждать в обществе и всё то, что нравственно  укрепляет и оздоровляет его.Другое дело, что настоящий расчёт здесь – не на средства массовой информации, а на те педагогические системы (школы, вузы и т.п.), руководящим принципом которых является идея примата нравственного воспитания над профессиональным.

Конечно, мы не питаем иллюзий насчёт реального положения вещей и признаём, что (по А.С. Пушкину) «нравственность, как и талант, даётся не каждому». Но мы считаем при этом, что не имеем права закрывать глаза на те отрицательные последствия, которыми оборачивается для подавляющего большинства наших граждан отсутствие нравственности у их меньшинства. А моральное право на защиту нравственности как традиционной ценности нам даёт Конституция России, статья 55, п.3.

Тем не менее, налицо требующий безотлагательного решения вопрос: где формальные критерии определения того, что считать нравственным, а что – безнравственным?

Мы вполне отдаём себе отчёт в необычайной сложности  вопросов, связанных с проблемными аспектами культурно-исторической категории “нравственности”. Но мы понимаем и то, что реально наблюдаемая нравственность, воплощённая в практическом поведении людей, нуждается не столько в академической, сколько в общественной оценке. Поэтому в качестве генерального (но не единственного) направления своей работы мы сознательно выбираем область нравственности как операциональной категории, определяя её как “ненанесение ущерба себе, окружающим и среде обитания, гармонию духовных и материальных устремлений и действий, баланс прав и обязанностей”.

Данная формула, называемая нами “принципом нравственности” (“нравственным принципом”), представляет собой не благонамеренное пожелание, а  своего рода “квинтэссенцию” общечеловеческого опыта.

Во-первых,  она является социальной технологической оптимизациейпророческих Заветов; но в Заветах  функция нравственности предельно максимизирована («Возлюби Господа Бога своего всем сердце твоим…»; «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» – Мтф. 22: 37-39), а у нас она минимизируется, – поскольку методологически оценивать ущерб гораздо проще, чем выгоду (в силу неполноты знания).

Во-вторых,  данная формула – это не более чем изложение другими словами положений Конституции РФ, отраженных в статьях 55 и 58 (раздел первый, глава 2). В обоих случаях данная формула, называемая нами “принципом нравственности”, обнаруживает свойства универсального инструмента идеологической сверхвласти нравственности: она “работает” и как средство оценки деятельности субъектов («судите по делам их»), и как орудие решения текущих проблем (на основе расширенного использования экспертных процедур при определяющей роли нравственного координирующего начала).

Самое же главное: принцип нравственности абсолютно совместим с любым социально-политическим строем (с монархиями, демократиями и т.д.); на его основе купируются недостатки любых форм государственного устройства, при одновременном  сохранении их лучших свойств.

 Являясь, по сути, предельной операционализацией требований духовного характера, принцип нравственности создаёт такой угол зрения на проблему организационного управления, при котором в центре внимания оказывается связь нравственности как безусловной традиционной фундаментальной ценности с живой управленческой практикой. А критерием соответствия управленческих решений нравственным стандартам становится очевидность их социально-ориентированного характера.

Мы считаем, что это и есть “идея объединения мира” в её современном воплощении, отвечающем духу времени и требованиям момента. Можно даже сказать что без принятия принципа нравственности гармоничная «не репрессивная» реализация идеи примата общественных интересов над личными попросту неосуществима.

Ротация управленческих кадров на основе принципа нравственности

Институт нравственности

 

Как обеспечить ротацию кадров во властных структурах с учётом критерия нравственности?

Ясно, что сама сегодняшняя власть (та её часть, на которую делается ставка) здесь беспомощна. Ей нужно помочь: вооружить её соответствующей технологией социального управления как практической программой действий.

Такая программа разработана Институтом нравственности, образованном в 2005 году. Названный Институт – это не традиционный орган управления и контроля и не научно-образовательное учреждение; это своего рода “интеллектуальное предприятие” со стратегическими функциями и с переменными структурными параметрами, инструмент разработки и внедрения новых социальных технологий, маневренное орудие общественного проекта “Институт нравственности”. Последний уместнее всего сравнить с “институтом демократии”, – с той поправкой, что проект “Институт нравственности” является выражением общественной потребности в преодолении социальных болезней (коррупции, терроризма, политического лицемерия и цинизма, двойных стандартов и др.), порождаемых чисто формальной природой института демократии. В сущности, проект “Институт нравственности” – это всего лишь констатация того факта, что демократия без нравственности – пустой звук и что все её основополагающие принципы, начиная с выборности властей и кончая их разделением, будучи подчинены разлагающей сверхвласти денег, обессмысливают само понятие народовластия. А поскольку в России на этот факт указывает уже целая историческая традиция (от А.С.Пушкина до И.А.Ильина), то и сам институт демократии возможен в нейтолько лишь в форме проекта “Институт нравственности”, т.е. в форме института нравственности как идеологии сверхвласти нравственности (или идеологии-технологии нравственности).

Институт нравственности

 

Последнее пятнадцатилетие убедительно доказало, что без опоры на такую – нравственную – сверхвласть ни социальное государство, ни объединение Русского мира вокруг России невозможны.

Конкретные предложения Института нравственности заключаются в разработке новых социальных технологий: таких организационных форм диалога между представителями власти и общественности, которые эффективно совмещают в себе юридическую, практическую и нравственную компоненты. Ядром этих новых технологий являются экспертные сообщества, рассматривающие все существующие проблемы с нравственных позиций, а примером их практической реализации могут служить Государственно-общественные научные экспертные советы (ГОНЭС). Суть же новых социальных технологий сводится к повышению роли и усилению функций Государственно-общественных научных экспертных советов, которые,

во-первых, сделают невозможным принятие правительственных решений на основе групповых кулуарных сговоров,

во-вторых,придадут юридически-законную силу решениям общественности,

в-третьих, обеспечат высокий профессиональный уровень этих решений и,

в-четвёртых, изначально подчинят эти решения нравственному координирующему началу.

В круг непосредственных задач Государственно-общественных научных экспертных советов входят: подготовка стратегических решений, разработка целевых программ, вынесение нравственных оценок деятельности публично значимых лиц и т.д. Одновременно Государственно-общественные научные экспертные советы могут послужить основой для создания настоящего Общественного совета России, который, в отличие от “Общественной Палаты”, возложит на себя функцию “нравственного компаса” в решении стоящих перед обществом проблем. И они же должны явиться источником и базой человеческого ресурса для того “углубления демократии”, которая выразится в усилении ротации кадров правящей бюрократии.

Речь идёт о том, что к активной социальной жизни привлекаются сотни и тысячи достойных во всех отношениях, квалифицированных, высоконравственных людей, оказавшихся в силу определённых причин на “социальной обочине” – вне сферы обсуждения и принятия общественно-значимых решений. Причины, вытолкнувшие их на “социальную обочину”, известны: это те самые причины, которые привели к засилью во всех ключевых звеньях и структурах управления безнравственных, безответственных, а часто и абсолютно непрофессиональных людей. То есть, это те самые причины, которые поставили на грань катастрофы нашу страну. В этих условиях Государственно-общественные научные экспертные советы оказываются единственными в своём роде институтами, способными “запустить” обратный процесс – процесс восстановления страны путём вовлечения в активную социальную деятельность невостребованных, нравственных профессионалов. В том-то и заключается принципиальное отличие Государственно-общественных научных экспертных советов от всех других “Советов”, что пополнение их составов не ограничено никакими “цензами”, кроме одного: “ценза” приверженности нравственному принципу. А необъятное поле возможностей, создаваемое  самой глубинной сутью Государственно-общественных научных экспертных советов, открывает широкие перспективы для каждого, кто разделяет глубоко-нравственную идею примата общественных интересов над частными, кто способен постоянно повышать свой образовательный уровень и кто хочет принимать участие в управлении государством.

Самые первые шаги по реализации наших предложений уже сделаны. Они позволяют говорить как о факте о матричной модели общественной самоорганизации, могущей служить образцом для подражания и для “пересадки” в любую точку постсоветского пространства Российской Федерации. Назначение этой матричной модели – вдохнуть новые жизненные импульсы в прочно забытое на российской почве понятие “хозяина собственной страны” (подробности см. на сайте Института нравственности – в статьях «Краеугольный камень заложен», «Третий сценарий» и в других наших материалах).

Условия для совершенствования матричной модели задаются принципиально новыми технологиями социального управления. Всемирная информационная паутина, которая первоначально предназначалась для информирования пользователей, а сегодня всё больше используется как средство манипулирования ими, должна быть использована в интересах создания принципиально нового феномена – “мыслящего социума”. А интеллектуальной основой “мыслящего социума” и является множество экспертов, вовлекаемых в глобальный дискурс в режиме непрерывного диалога – обсуждения любых важных общественных проблем.

Институт нравственности

Экспертные сообщества, куда может входить каждый нравственный и квалифицированный человек, получают возможность эффективно влиять на динамику элит. То есть, именно они в процессе дискурса определяют, какая  конкретно нужна обществу структура власти, собственности, политики и т.д. – исходя из условий “здесь-теперь”.Они занимаются созданием технологий управления обществом, вырабатывают и предлагают решения по текущим проблемам, выстраивают систему “нравственного рейтингования”.

Они выносят вердикты в отношении любых публичных лиц; они решают, кто по своим нравственным качествам достоин занимать руководящую должность, а кому нахождение во властных структурах противопоказано.

Они разрабатывают механизмы поощрения и наказания, призванные повышать эффективность диалога между государством и обществом.

Они обладают правом наложения “нравственного вето” на любые решения властных органов, потенциально чреватые общественным ущербом.

Их деятельностью запускаются стимулы для профессионального и общественно-политического роста граждан, реализуется конституционное право народа на высшую власть, возбуждается творчество масс, энергия которых перенаправляется из сферы “передела материи” в общественно-полезную, созидательную сферу.

Режим непрерывного дискурса, в котором работают эксперты – это общемировой поиск истины. В процессе дискурса идёт постоянное “нравственное рейтингование” как управленцев, так и самих экспертов, а, значит, идёт и постоянная ротация тех и других; каждый имеет свой динамический, нравственный рейтинг.  Общество постоянно “перетряхивается” в плане максимального высвобождения и проявления своих позитивных потенций.

Всё это вместе взятое и есть то, что принято называть “свободой”, “правами человека”, “перманентным углублением демократии”; всем этим, по сути, и обеспечивается преодоление уродующих нашу жизнь крайностей – преодоление разрыва между духовно-нравственной сферой и сферой материального производства, между воспитанием профессиональным и воспитанием нравственным, между “человеком экономическим” и “человеком социальным”. 

Мы считаем, что вусловияхгосподства инструментальных ценностей (свобода, демократия, рынок, права человека и др.) над фундаментальными (совесть, нравственность, справедливость) мир не может развиваться иначе как в направлении “неоварварства”и “неофеодализма”, при которых абсолютно все страны будут обречены на повторение печального опыта России 90-х годов. Возможно, что кто-то на Западе именно в этом и заинтересован. Но у России – свои собственные цели и планы.

Только “нравственный компас”, приводимый в действие энергией нравственных и высококвалифицированных людей, позволит нам безошибочно ориентироваться в любых спорных вопросах, будь то вопрос о частной собственности, о глобализации, о национализме и др.

Институт нравственности

 

Нравственный компас

Например: в практике идеологической борьбы массовому сознанию навязывается выбор между чисто юридическим формами отношения к институту частной собственности: он или признаётся в качестве структурообразующего принципа организации общества, или полностью запрещается. С нашей же точки зрения, материальные основы нашего существования должны развиваться на раз и навсегда установленном нравственном отношении к частной собственности. А именно: то, что создано Богом (Природой), должно оставаться общенародным достоянием– источником общественного благосостояния и залогом социальных гарантий. А то, что создано личным трудом, инициативой, предприимчивостью граждан – может получать все права легитимной частной собственности. Только лишь такое – справедливое – отношение к институту частного владения способно снять внутрисоциумное напряжение, сделать неантагонистичным разрыв между богатыми и бедными, обеспечить равенство потенциальных возможностей, а, значит, и социальный мир в обществе.

Другой пример. Мы считаем, что так наз. “глобализация” ни в коем случае не должна рассматриваться в рамках ложного выбора по принципу “или-или”: или как “абсолютное зло”, или как “абсолютное добро”. Глобализация – это объективный и неизбежный процесс со всеми его плюсами и минусами, и наша обязанность – найти способы нейтрализации отрицательных сторон глобализационного процесса, придать ему нравственное измерение, подчинить его течение нравственному координирующему началу. Нашу позицию в данном случае помогает понять аналогия: если родители, беспокоясь за своего ребёнка, перестанут выпускать его на улицу, мотивируя это тем, что “на улице опасно” (там хулиганы, транспортное движение и т.д.), то такой ребёнок вырастет инфантильным, асоциальным, неприспособленным к жизни существом (что, кстати, и случилось в СССР, который, по большому счёту, развалило поколение инфантилов, воспитанных в изоляции от внешнего мира и по этой причине неадекватно его воспринимавших). Нормальные же, т.е. нравственно ориентированные родители именно в том и видят свой воспитательский долг, чтобы вооружить ребёнка знанием “правил поведения на улице”.

Или такой пример. В современном мире особую остроту приобрели национальные проблемы. Если противоречия между субъектами, различными по партийному и религиозному признакам, принципиально устранимы (можно сменить партию, принять новую веру), то совершенно иное дело – национальный вопрос. Расу, национальность сменить нельзя. “Замаскироваться” не удаётся: “тут не по паспорту…”. В свете же нравственного подхода проблема решается просто. Вместо традиционной её постановки: «Мы против москалей, хохлов, жидов…» даётся такая: «Мы против безнравственных людей». Здесь, как и в двух предыдущих примерах, имеет место тот самый случай, когда новая формулировка проблемы приводит к её решению.

Нравственные ценности – это не частный случай в ряду «общественного самосознания» и «укрепления демократии», но то, чем обеспечиваются в конечном счёте и общественное самосозание, и укрепление демократии. Мы считаем, что основной питательной средой для идеологов межцивилизационного раскола, пропаганды ксенофобии, национального и религиозного экстремизма, а также для международной террористической деятельности служит в первую очередь массовая нравственнаябезграмотность. И мы убеждены, что взаимную социальную адаптацию различных культурных, этнических и конфессиональных групп  населения и в нашей стране, и во всём мире способно обеспечить лишь то образование, которое изначально строится на нравственном принципе.

Мы должны помочь государству не на словах, а на деле развернуться лицом к людям труда, и прежде всего к тем, кто создавал экономику страны, кто защищал её на фронтах, кто строил социализм в СССР. Логика здесь элементарна и безупречна: молодёжь, видя, как брошены на произвол судьбы наши старики, какое жалкое существование влачат ветераны, никогда не возьмёт с них пример, никогда не воспользуется их опытом; наоборот, она все силы приложит к тому, чтобы не повторить их судьбу. А это значит, что она будет жить по разрушительному и для неё самой, и для общества принципу: “оторвать побольше, унести подальше и попользоваться подольше”.

Но молодёжь – это наше будущее. И при таком её выборе наше будущее жестоко и катастрофично. Потому-то государство и должно проявить заботу о ветеранах, чтобы стала предельно очевидной взаимозависимая связь поколений: если молодёжь – будущее ветеранов, то о будущем самой молодёжи можно судить по качеству жизни ветеранов. Только проявив нелицемерную заботу о стариках, можно повернуть молодёжь на нравственный путь, спасти от губительной власти “золотого тельца”, реально построить социальное государство. Это и есть единственно возможный для нас, нравственный путь развития Русского Мира, который не противоречит, а тождественный в основаниях Западному Миру.

Нам мало одного лишь “сбережения народа”; нам нужно также и укрепление нравственных основ его бытия. Нам недостаточно просто “развития культуры народа”; нам нужно также и поддержание нравственной направленности такого развития. И нам нужно не просто существование сильного и богатого Российского государства, но такого, в котором решающая роль будет принадлежать духовно-нравственной элите общества. 

 

Институт нравственности

Нравственный путь развития Русского Мира – это не установка на принцип “отнять и поделить”, а “баланс духовных и материальных устремлений и действий,  прав и обязанностей”, достигаемый лишь при соблюдении нравственных норм общежития. Нравственному пути развития Русского Мира необходима частная собственность, но не такая, которая превращает общество в заложника бандитских разборок по “переделу материи”, а такая, которая воспитывает в членах общества самоуважение, чувство собственного достоинства и уверенность в завтрашнем дне. Соответственно, нравственному Русскому Миру нужны  богатые люди, но не такие, которые воображают себя стоящей над “быдлом” и над законом “элитой”, а такие, которым будет много дано, но с которых много и спросится за экономическое благосостояние, социальный мир и нравственную атмосферу в обществе. И, разумеется, нравственному Русскому Миру нужна опора на научную теорию, но не на такую, которая изначально осознаёт себя стоящей “вне морали и нравственности”, а на такую, которая сама явитсятеорией совести, нравственности и смысла (возможность такой теории – это особый вопрос, от решения которого мы вовсе не уклоняемся).

Конечно, нужно понимать: тот Русский Мир, который нам нужен, сам в руки не упадёт; за него придётся бороться. Но нужно понимать и то, что политика манипулирования массовым сознанием, политика кулуарных сговоров за спиной общества, политика поощрения временщиков, спешащих “распилить и вынести” из страны последнее, политика дебилизации и оскотинивания народа средствами “независимых” средств массовой информации – это всё знаки безвременья, которое не бывает бесконечным. А, значит, нужно думать о будущем и работать на него.

Одна из основных задач, которая должна быть решена в ближайшее время – создание в обществе такой нравственной атмосферы, при которой руководитель любого ранга на своём государственном посту оказался бы вынужден воздерживаться от дискредитирующих власть поступков, сохранять и приумножать результаты своего и общественного труда на общее благо.

Институт нравственности

 

Главная же наша цель – она же глобальная цель Русского Мира – построение общества нравственной и социальной справедливости путём непрерывного нравственного воспитания граждан и всемерного обеспечения каждому человеку возможностей достижения социальной значимости в духовной и материальной сферах жизнедеятельности. Только на этом пути достигается единство целей и средств их достижения: построение нравственно ориентированного общества через воспитание индивидуальной нравственности (где оценку поведения заменяет оценка нравственности). Только таким путём и возможно построение социального государства.

Мы думаем, чтотакая цель вполне достойна того, чтобы стать общенародной целью. В связи с чем даём свою интерпретацию знаменитой тютчевской “формулы России”:

«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить».

Одни эту формулу оспаривают, другие поднимают на щит её буквальный (закрытый) смысл. Мы же считаем, что Россия вполне постигается умом, но – умом, стоящим на нравственной позиции. Только таким умом её и можно измерить, а верить можно (и должно) только в нравственную Россию.

 

 

Источники

 

1. Коллектив Института нравственности выразил признательность и благодарность Полтавченко Георгию Сергеевичу

http://in.ast.social/605-kollektiv-instituta-nravstvennosti-vyrazil-priznatelnost-i-blagodarnost-poltavchenko-georgiyu-sergeevichu.html

2. Мир детства и цифровое образование: рекомендации руководителям органов управления образованием и образовательных учреждений общего среднего образования

http://www.in.ast.social/603-mir-detstva-i-tsifrovoe-obrazovanie-rekomendatsii-rukovoditelyam-organov-upravleniya-obrazovaniem-i-obrazovatelnykh-uchrezhdenij-obshchego-srednego-obrazovaniya.html

3. Новый капитализм

http://in.ast.social/600-novyj-kapitalizm.html

4. Экологический императив как основа дискурсивно-оценочного метода профессора Чигирева В.А.

http://in.ast.social/599-ekologicheskij-imperativ-kak-osnova-diskursivno-otsenochnogo-metoda-professora-chigireva-v-a.html

5. Институт нравственности, итоги 2017

http://in.ast.social/596-institut-nravstvennosti-itogi-2017.html

6. Остановить национальную трагедию: вернуть жилье обманутым гражданам России

http://in.ast.social/594-ostanovit-natsionalnuyu-tragediyu-vernut-zhile-obmanutym-grazhdanam-rossii.html

7. Стратегия молодежной политики в Санкт-Петербурге

http://in.ast.social/578-strategiya-molodezhnoj-politiki-v-sankt-peterburge.html

8. XVIII Российско-Финляндский форум: успехи и ошибки культурной политики

http://in.ast.social/576-xviii-rossijsko-finlyandskij-forum-uspekhi-i-oshibki-kulturnoj-politiki.html

9. Искусство или провокация?

http://in.ast.social/557-iskusstvo-ili-provokatsiya.html

10. О технологическом обеспечении воспитания гражданственности и патриотизма

http://in.ast.social/551-o-tekhnologicheskom-obespechenii-vospitaniya-grazhdanstvennosti-i-patriotizma.html

11. Новая этическая доктрина России на практике

http://in.ast.social/541-novaya-eticheskaya-doktrina-rossii-na-praktike.html

12. Методические рекомендации по внеурочному занятию для 1-11 классов средней общеобразовательной школы на тему «Нравственность»

http://in.ast.social/urok-etiki.html

13. Конспект для классного руководителя по внеурочному занятию на тему «Нравственность»

http://in.ast.social/urok-etiki.html

14. Практическая дискурсивная этика профессора Чигирева В.А.

http://in.ast.social/507-prakticheskaya-diskursivnaya-etika-professora-chigireva-v-a.html

15. Основные положения идеологии нравственности как основы строительства социального государства

http://in.ast.social/487-osnovnye-polozheniya-ideologii-nravstvennosti-kak-osnovy-stroitelstva-sotsialnogo-gosudarstva.html

16. Внутренний враг и время обновлений

http://in.ast.social/484-vnutrennij-vrag-i-vremya-obnovlenij.html

17. Новые стандарты демократии от Санкт-Петербурга

http://in.ast.social/466-novye-standarty-demokratii-ot-sankt-peterburga.html

18. Декларация открытого гражданского общества

http://in.ast.social/462-deklaratsiya-otkrytogo-grazhdanskogo-obshchestva.html

19. Глобальное управление и нравственный принцип

http://in.ast.social/books/globalnoe-upravlenie.pdf

20.Открытое гражданское общество

http://in.ast.social/419-otkrytoe-grazhdanskoe-obshchestvo.html

21. Хаос государства и капитала

http://in.ast.social/416-khaos-gosudarstva-i-kapitala.html

22. Социальная катастрофа и пути выхода

http://in.ast.social/410-sotsialnaya-katastrofa-i-puti-vykhoda.html

23. Социальные паразиты как проблема и источник развития гражданского общества и прав человека

http://in.ast.social/399-sotsialnye-parazity-kak-problema-i-istochnik-razvitiya-grazhdanskogo-obshchestva-i-prav-cheloveka.html

24. О нравственном государстве и его врагах

http://in.ast.social/396-o-nravstvennom-gosudarstve-i-ego-vragakh.html

25. Институт нравственности – 10 лет защиты интересов гражданского общества

http://www.ast.social/476-institut-nravstvennosti-10-let-zaschity-interesov-grazhdanskogo-obschestva.html

Юнацкевич Петр Иванович

доктор педагогических наук,

директор Научного консорциума высоких гуманитарных и социальных технологий,

руководитель Института нравственности,

Санкт-Петербург, 2018

9301742@gmail.com

   

 Коллектив Института нравственности выразил признательность и благодарность Полтавченко Георгию Сергеевич

Институт нравственности

Коллектив Института нравственности выразил признательность и благодарность Полтавченко Георгию Сергеевичу за содействие в разработке и внедрении в образовательные учреждения среднего общего образования Санкт-Петербурга внеурочного занятия на тему «Нравственность».

Институт нравственности

Георгий Сергеевич Полтавченко проявил глубокое понимание нравственной проблематики. Оценил и поддержал разработку технологии внедрения этических кодексов (этических регуляторов) в различные сферы деятельности граждан и  организаций для мобилизации кадровых ресурсов. Внес значительный вклад в нравственное воспитание детей и молодежи Санкт-Петербурга, способствовал реализации ряда важнейших гуманитарных миссий Санкт-Петербурга.

За укрепление нравственности чиновников и граждан Санкт-Петербурга решением Президиума Международной академии социальных технологий Полтавченко Георгию Сергеевичу присвоены статус академика Международной академии социальных технологий и почетное научное звание профессора Института нравственности.

Институт нравственности

Самый главный урок, который Георгий Сергеевич Полтавченко нам преподал, формулируется следующим образом: любой выбор по принципу “или-или” является питательной почвой для манипуляционных технологий именно и только потому, что совершается под бессознательным, эмоционально-гипнотизирующим воздействием понятий “добро” и “зло” – воздействием, заведомо предполагающим априорный выбор в пользу понятия “добро”. 

А поскольку на обывательском уровне понятия “добро” и “зло” интерпретируются самыми разными, в том числе и диаметрально-противоположными, способами, то и сам выбор сплошь и рядом делается не в пользу выбирающих, а в пользу тех, кто способен в данный момент контролировать “эмоциональные интерпретации” в собственных корыстных целях.
Но ведь и понятие “сверхвласти нравственности”, противостоящее понятию “безнравственной сверхвласти денег” – это частный случай всё того же смыслового противопоставления понятия “добро” понятию “зло”. Поэтому, декларативно провозглашая “сверхвласть нравственности” высшей общественной ценностью, мы остаёмся со всем тем же, что имели на протяжении всей своей предшествующей истории: с “бессильной нравственностью как добром” и “всесильными деньгами как злом”.
Всё это мы уже “проходили”, причём в двух различных редакциях: в редакции “заповедника для духа” и в редакции “капкана для духа”. Первая редакция – это библейская формула «Раздай своё имение, и следуй за Мной»; на практике она проявила себя тупиковым выбором между “бессильным неприятием греховного мира” и “агрессивно-бессовестным самоутверждением в нём”. Вторая редакция – это пресловутая формула «Мы из золота будем делать нужники»; на практике она тоже проявила себя тупиковым разладом между идеалами и мировоззрением – разладом, обернувшимся антисоциальностью, апатией и нигилизмом.
Нетрудно догадаться, что, предложив очередную редакцию “борьбы добра со злом”, мы добьёмся лишь того, что теоретически и практически разоружим себя наивной демонизацией власти денег. При том, что абсолютно все политические проходимцы страны обогатят (и уже, благодаря нашим же трудам, обогащают) свой лексикон словом “нравственность”. 
А это нам нужно?
Нет, это нам совсем не нужно.

Нам нужно, чтобы “нравственность” не исключала “денег”, а “деньги” не исключали “нравственности”. – Но чтобы так получалось, нужно делать выбор не по принципу “или-или”, а по принципу “и-и”. Потому что только лишь этот второй выбор способен обернуться выбором не в пользу слов с размытым смыслом, а в пользу оправдывающей себя практическим опытом чистой эмпирики.

Институт нравственности

Директор Института Нравственности Юнацкевич Петр Иванович

Чистая же эмпирика, примиряющая нравственность с деньгами, состоит из хорошо известного специалистам набора мероприятий. Сюда входят и прогрессивная шкала подоходного налогооблажения, и запрет на совмещение государственной службы с предпринимательской деятельностью, и запрет частной собственности на всё то, что не создано руками и трудом самого человека (а это земля, недра и т.д.), и извлекаемая из этого общественного достояния рента, расходуемая в интересах всего общества (в том числе и будущих поколений), и повышенные налоги на роскошь, и многое-многое другое, служащее максимально полным выражением выбора по принципу “и-и”.
Только постоянный, возводимый в машинальную привычку, выбор по принципу “и-и”, с непременной оглядкой на его оправданность практическим опытом, способен провести нас через огонь и воду той суровой школы жизни, которая вызволит нас, наконец, из эмоционально-гипнотизирующей, рабской зависимости от неоднозначных в смысловом отношении слов-понятий. И только он способен выполнить функцию искомого “предпосылочного поля смыслов”, на основе которого  должно будет начаться овладение азами новой мировоззренческой парадигмы.
Разумеется, мы не сможем разместить на этом “поле” завещанную нам нашей религиозной традицией нравственность как  вселенский идеал любви. Но мы можем разместить на нём то немногое, что имеем – нравственный принцип (принцип нравственности), гласящий: «Не вреди себе, окружающим, среде обитания».
И мы можем – с помощью использования конкретных информационных и управленческих технологий, способных вовлекать в дискурс десятки и сотни тысяч высококвалифицированных и незаангажированных людей – последовательно добиваться минимизации ущерба, наносимого обществу деятельностью недобросовестных и корыстных управленцев.
При таком подходе к делу “общественная нравственность” перестаёт быть чем-то “метафизическим”; она обретает понятную всем форму “коллективного здравого смысла” – форму некой “программы-минимум”, звучащей примерно так:
«Мы живём на этой земле и хотим, чтобы на ней жили наши дети. Жили не как на чьей-то периферии и не в качестве маргиналов чьей-то цивилизации, а в качестве хозяев собственной страны. Поэтому любой, в том числе и коллективный “реформатор” (экономики, здравоохранения, образования или чего-либо ещё), а также замеченный в коррупции государственный служащий или представитель выборного органа власти, заметно ухудшающий положение дел на вверенном ему участке деятельности, должен рассматриваться как особо опасный преступник, как государственный изменник и враг народа, подлежащий немедленному обезвреживанию и наказанию. 
Можно ли сплотить на такой минимальной, предельно ясной программе разобщённое, деморализованное и деградирующее население нашей страны?
Многим кажется, что это уже нереально. Но кажется только лишь потому, что мы слишком разобщены, рассеяны по разного рода мировоззренческим “закоулкам” – осколочным прибежищам наших прежних “заповедников”, “заповедничков” и “заказников”, “капканов”, “капканчиков” и “ловушек”, “учений”, “вер” и “сект”, псевдонаучных, псевдодуховных и прочих “тусовок”. Кто-то отхватил себе среди этих осколков “особняк”, кто-то ютится в “коммуналке”, кто-то устроился на “антресолях”. Кто-то стал “кухонным пророком”, кто-то нашёл себя в роли “смотрителя заповедника”, а для кого-то “мировоззренческой ракýшкой” стало “концептуальное” отрицание самóй необходимости “ракýшки“. И эта всеобщая разбросанность людей по отдельным “мировоззренческим ракýшкам” лишает их общего языка, а, значит, и перспективы взаимопонимания.
А между тем основа для взаимопонимания объективно существует. И называется она “Историей Духа” – ещё весьма далёкой от завершённости “критической историей мировоззрения”. Потенциально включая в себя абсолютно каждую из существующих “ракýшек”, она уже сейчас подготавливает почву для новой общественной консолидации. Потому что обещает привнести в наш повседневный обиход способность настоящего, а не иллюзорного различения “добра” и “зла”, ”должного” и “недолжного”, “смысла” и “бессмыслицы”.
Конечно, обретение такой способности достижимо лишь на путях преодоления собственной зависимости от манипуляционных штампов. А преодолевать штампы собственного сознания, или, что то же самое, учиться новому – всегда трудно.
Но кто сказал, что раз трудно, то, значит, не нужно? И разве есть у нас иной путь?
Подобно тому, как у отдельно взятого молодого человека нет в жизни иного достойного пути кроме пути мировоззренческого и нравственного взросления, точно так же нет иного достойногопути ни у человечества в целом, ни у нашего народа в частности.
ТОЛЬКО ЛИШЬ СТРЕМЛЕНИЕ К МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОМУ И НРАВСТВЕННОМУ ВЗРОСЛЕНИЮ – КОГДА ОНО НАЧНЁТ ОВЛАДЕВАТЬ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ – СУМЕЕТ ПРЕВРАТИТЬ НЫНЕШНИЙ ДЕПРЕССИВНЫЙ “ЭЛЕКТОРАТ ЭРЭФИИ” В ЖИЗНЕСПОСОБНЫЙ И ПРОЦВЕТАЮЩИЙ “НАРОД РОССИИ”.
А МЫ ТАКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ ДОЛЖНЫ ПРОБУЖДАТЬ, ЛЕЛЕЯТЬ И ВЗРАЩИВАТЬ.

Внедренные разработки

1. Методические рекомендации по внеурочному занятию для 1-11 классов средней общеобразовательной школы на тему «Нравственность»

http://in.ast.social/urok-etiki.html

2. Конспект для классного руководителя по внеурочному занятию на тему «Нравственность»

http://in.ast.social/urok-etiki.html

3.  Новая этическая доктрина России на практике

http://in.ast.social/541-novaya-eticheskaya-doktrina-rossii-na-praktike.html

4. О технологическом обеспечении воспитания гражданственности и патриотизма

http://in.ast.social/551-o-tekhnologicheskom-obespechenii-vospitaniya-grazhdanstvennosti-i-patriotizma.html

5. Урок светской этики

https://www.youtube.com/watch?v=INJ9XunpWVQ

Директор института

П.И. Юнацкевич

       

 

Институту нравственности Международной академии социальных технологий исполнилось 10 лет!

С 2004 года эксперты и сотрудники Института нравственности работают над задачей вовлечения граждан регионов России и других государств СНГ в глобальный массовый публичный процесс, чтобы остановить произвол социальных паразитов.

Институт нравственности

директор московского отделения Института нравственности

Полная открытость гражданских и государственных процессов является  результатом решения этой задачи.

За 10 лет нашей работы приняты декларации открытого правительства в России, доминирование нравственного принципа в политике и экономике (не навреди). Однако многое еще предстоит сделать для запуска технологий, обеспечивающих открытость общества и государства.

Приглашаем Вас к сотрудничеству!

С уважением,
коллектив Института нравственности Международной академии социальных технологий

Юнацкевич Петр Иванович, руководитель;
Чигирев Виктор Анатольевич, научный руководитель;
Бабич Елена Владимировна, генеральный директор;
Матвейчук Елена Федоровна, исполнительный директор;
Бойко-Бойчевская Валерия Владимировна, директор;
Мурашко Светлана Николаевна, директор московского отделения института.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНСТИТУТА

Основными целями Института являются организация, руководство, координация, контроль и реализация нравственного просвещения в России, а также других государствах-участниках СНГ, направленного на России нравственное возрождение государств-участников СНГ, противодействие угрозам их безопасности, идеологического обеспечения становления социальных государств-участников СНГ.

Задачи работы Института: нравственное просвещение; просвещение управленческих кадров через народные университеты; наролдные институты, лектории, постоянные семинары.

Функции Института:

нравственное просвещение;

усиление воспитательного блока в образовании;

идеологическое обеспечение государственного управления, общественного самоуправления и корпоративного развития;

этическое регулирование социально-экономических отношений.

УПРАВЛЕНИЕ:

Управление институтом осуществляется дирекцией Института нравственности.
Состав дирекции института:

Юнацкевич Петр Иванович, руководитель;

Чигирев Виктор Анатольевич, научный руководитель;

Бабич Елена Владимировна, генеральный директор;

Матвейчук Елена Федоровна, исполнительный директор;

Бойко-Бойчевская Валерия Владимировна, директор;

Мурашко Светлана Николаевна, директор московского отделения института.

Официальный сайт Института:
www.inrav.ru

Автор: Анатолий Матвийчук. Город: Москва. Добавлено: 15.09.2015. 

СОЮЗ от А до Э СОЮЗ от А до ЭБыть гражданином и патриотом своей Родины – значит иметь активную гражданскую позицию, грамотно пользоваться своими правами, честно и добросовестно исполнять свои обязанности. Быть трудолюбивым для поддержания достойного уровня собственной жизни и заботиться о тех, кто нуждается в помощи и защите, ощущать свою ответственность и сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны.
В современных условиях, когда на наших глазах идет наступление на «русский мир», особую значимость приобретает патриотическое воспитание молодежи, возрастает роль учреждений образования, общественных и военно-патриотических организаций по воспитанию граждан России. Усилия должны быть направлены на то, чтобы вырастить человека творческого и талантливого, любящего родных и близких, свой народ, свою Родину, настоящего гражданина своей страны. Для достижения этой цели необходимо не только дать знания и умения, способствующие формированию соответствующих идеалов, принципов и мировоззрения, но и развивать необходимые личностные качества, духовный мир детей и молодежи, чтобы они стали достойными гражданами своей страны.
В этих обстоятельствах чрезвычайно актуально проведение среди молодежи политики нового, современного и конструктивного образа будущего России, без чего большие группы молодежи не смогут быть вовлечены в решение актуальных задач.
Важно, чтобы молодые граждане были готовы к взаимодействию с государственной властью, участию в решении проблем современного общества, в том числе оборонных.
На постсоветском пространстве наиболее масштабным по форме и содержанию проектом является проект «СОЮЗ», разработанный и осуществляемый Региональным общественным движением «Доблесть Отечества», Межрегиональной федерацией воинского многоборья «Русь», информационно-аналитическим журналом «Солдаты России» и инициативной международной группой энтузиастов. В рамках этого проекта ежегодно, начиная с 2007 года, проводятся международные и всероссийские молодежные образовательные сборы военно-спортивных организаций и кадетских корпусов «Союз – Наследники Победы», посвященные победе над фашизмом. Руководители проекта исходят из того, что в истории народов, населявших СССР, есть веха отсчета нашей общности – это Великая Победа над нацистско-фашистской Германией и ее союзниками. За это время проведено 12 сборов всероссийского и международного масштаба. Основной задачей этих сборов явилось проведение реальных консолидирующих мероприятий внутри России и интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Молодежный образовательный сбор военно-спортивных организаций и кадетских корпусов «СОЮЗ – Наследники Победы» проводился шесть раз в России (г. Великие Луки Псковской области – трижды, г. Ногинск Московской области, г.Набережные Челны Республики Татарстан и Казань), трижды в Киргизии, в Казахстане и на Украине, Армении.

В 2015 году Проект «СОЮЗ – Наследники Победы» с большим успехом прошел в мае во Всероссийском формате в Казане, в августе 2015г. в Армении в г. Цахкадзоре.

Основное предназначение Всероссийского образовательного молодежного сбора «СОЮЗ-2015 – Наследники Победы» Казань заключалось в том, чтобы сохраняя историческую память о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны, на практике создать условия и ситуации, которые бы позволяли участникам проявлять свои патриотические чувства и гражданскую позицию, способствовали бы воспитанию ответственности за судьбу страны, своих близких, а также и за свою собственную, формировали готовность сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, соблюдать и уважать законы своей страны.
Всероссийский молодежный образовательный сбор военно‐спортивных организаций и кадетских корпусов «СОЮЗ‐2015 –Наследники Победы» открылся в Казани 30 апреля.
На Площади 1 Мая у стен Кремля более 600 лучших представителей кадетских корпусов и военно-патриотических клубов практически со всех уголков  Российской Федерации повзводно выстроились в линию. Под встречный марш оркестра были внесены Государственный флаг России, Знамя Победы, флаг Татарстана и боевое знамя Панфиловской дивизии. В исполнении военного оркестра Казанского высшего командного военного танкового училища прозвучали гимны России и Татарстана. Раздался залп салюта. Всероссийский сбор проходил под патронажем Президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова и под общим руководством заместителя премьер-министра Республики Татарстан Василя Гаязовича Шайхразиева.
«СОЮЗ» собрал 46 лучших команд со всей России, у него уникальная широкая география – все федеральные округа Российской Федерации: Республики Татарстан, Дагестан, Бурятия, Удмуртия, Крым, Саха (Якутия), Приморский край, Краснодарский край, Пермский край, Алтайский край, Астраханская, Амурская, Владимирская, Московская, Кемеровская, Свердловская, Рязанская, Челябинская, Ростовская, Псковская области, Волгоград, Новосибирск, Самара, Томск, Тула, Ярославль. Так же на Всероссийском сборе работала Международная судейская коллегия, в которую вошли представители Армении, Беларуси, Киргизии, Латвии, Молдовы, Таджикистана и Украины.
На Сборе есть традиция – рождать новую песню–гимн, которая крепкими узами объединяет ребят. Под новую песню Владимира Мазура, написанную специально для Сбора в Казани, на площадь был вынесен флаг Сбора «СОЮЗ-2015 – Наследники Победы». Участники скандировали припев: «Когда мы едины, мы непобедимы! Народы России у нас неделимы! И в этом единстве – великая сила. Мы были и будем с тобою, Россия!».
Уникальна на Сборе не только спортивная часть, состоящая более чем из 11 видов соревнований, но большая культурная программа, где каждый вечер команды рассказывают о своих национальных особенностях и о том, что же скрепляет нас в одну страну. Игра «Школа государственного управления» позволяет более детально и углубленно рассказать о своих регионах не только ребятам, но и тренерско-преподавательскому составу проявить в полной мере свой творческий потенциал. В этом году одним из самых ярких посольств было организовано представителями команды из Дагестана от великолепных кавказских бурок до вкуснейшей рыбки шамайки. Ведь именно в деталях и заключается национальный колорит.
В серьезной конкурентной борьбе лучшие из лучших российских команд завоевали право представлять Россию на Международном Сборе «СОЮЗ -2015 — Наследники Победы»  в Армении.
С 15 по 28 августа 2015 года в Республике Армения на базе Главного спортивного комплекса Цахкадзора проходил 12-й Международный молодежный образовательный сбор военно-спортивных организаций «СОЮЗ-2015 — Наследники Победы» Армения. Организаторы Сбора Министерство Обороны Республики Армения и российское Общественное движение «Доблесть Отечества».
Предшествовало этому грандиозному событию огромная подготовительная работа. В течении года, после того как в августе 2014г в Киргизии капсулу с вечным огнем как эстафету продолжения Сбора получил руководитель Военно-спортивного лицея им. Монте Мелконяна Министерства обороны Республики Армения Виталий Валерьевич Восканян эта работа только наращивала обороты. Впервые за все время существование проекта СОЮЗ бюджет принимающей стороны был утвержден почти за год до проведения, а его объем позволил реализовать много интересных и важных мероприятий тем самым расширив и украсив все мероприятие подтверждая его высокий международный статус. Неоднократно оргкомитет собирался в Ереване и в Москве.
Не секрет, что трудностей на пути было много, но благодаря продуманности и самое главное уверенности в важности будущего события все состоялось и на самом высоком уровне. Всю тяжесть организации принимающей стороны взяло на себя Министерство обороны Армении, а непосредственное руководство всеми процессами взял на себя неутомимый и очень ответственный человек — Виталий Восканян, который смог заразить идей «Союза» не только коллектив Военно-спортивного лицея им. Монте Мелконяна, руководство Министерства обороны Республики Армения, но и своих друзей. И девиз Сбора «Когда мы едины — мы непобедимы» был реализован в полной мере.
И так 15 августа, команды начали съезжаться в Москву в аэропорт Внуково, который не остался в стороне и поддержал участников проекта. Как и в годы Великой Отечественной войны — на базе аэропорта была создана Московская авиагруппа особого назначения, куда вошли и авиаторы «Внуково». Было совершено более 60 тысяч вылетов на линию фронта и в тыл противника, на фронты перевезено около 300 тысяч военнослужащих и более 365 тысяч тонн грузов, в том числе для блокадного Ленинграда. Именно во Внуково приземлился самолет с Актом о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. Здесь же в мае 1945 года встречали военный самолет из Берлина со Знаменем Победы на борту, которое было водружено над Рейхстагом 30 апреля 1945 года.
Настоящий пример самоотверженности показала авиакомпания «ЮТейр» — когда буквально за несколько дней до вылета они взяли на себя переброску участников и стали официальным перевозчиком Сбора, как отметил генерал-лейтенант Николай Федорович Гаврилов   — Герой России, заслуженный летчик, заместитель совета директоров компании: «Это для нас дело чести.» Важную роль в организации перелета сыграла Федерация спортивной борьбы России во главе с ее президентом Мамиашвили М.Г.
Министерство обороны России по непонятным причинам в этом году отказало в предоставлении как борта, так и авиатоплива для участников столь важного международного проекта. Обращались организаторы по вопросу предоставления топлива и к компании «Роснефть» о предоставлении топлива для перевозки участников, но в последний момент, руководство компании так же отказалось помочь. На помощь в этом вопросе пришли Федерация спортивной борьбы России и Министерство обороны Армении. Благодаря этому Сбор «СОЮЗ — 2015» Армения состоится в полном объеме.
В Армении участников ждали с распростертыми объятиями и хлебом с солью — уже в аэропорту Еревана, в городе и на протяжении всей трассы встречали участников яркие рекламные щиты «Союз 2015»- вся Армения знала о предстоящем мероприятии.
16 августа в Цахкадзоре под звуки гимнов были подняты флаги стран — участниц сбора “СОЮЗ-2015 — Наследники Победы”.
Перед церемонией состоялось формирование десяти отрядов, в которые вошли по одному представителю из каждой приехавшей на Сбор команды из 12 стран. Цель — создание интернациональных групп, олицетворяющих братство народов СССР в годы Великой Отечественной войны.
Общее количество участников Сбора — более 500 участников, подростки 14-17 лет из Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Молдавии, России, Украины, Эстонии, Нагорно-Карабахской Республики, Приднестровской Молдавской Республики. Россию представляли команды, прошедшие отбор в мае 2015 года на Всероссийском сборе «СОЮЗ-2105 — Наследники Победы» Казань.
Церемонию поднятия национальных флагов открыл председатель РОД «Доблесть Отечества», председатель оргкомитета сбора «СОЮЗ» Олег Баканач. От имени судей Сбора участников приветствовал Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации, главный судья Сбора Валентин Степанович Власов, со стороны принимающей сборы — руководитель Военно-спортивного лицея им. Монте Мелконяна Министерства обороны Республики Армения полковник Виталий Валерьевич Восканян.
Еще до официального открытия Сбора прошли первые соревнования — по спортивному метанию ножей. Ребята в трех сериях по три броска должны были с трех метров наиболее точно послать ножи для метания в мишени. Отряды оценивали в командном зачете.
Во второй половине дня состоялось открытие фотовыставки «Мой Прадед —  Победитель!», посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Это своеобразный исторический мост памяти между прошлыми поколениями и настоящим.
17 августа прошло грандиозное торжественное открытие 12-го Международного молодежного образовательного сбора военно-спортивных организаций «СОЮЗ-2015 — Наследники Победы» Армения.
В церемонии открытия приняли участие руководство Генерального штаба и Министерства обороны во главе с министром Сейраном Оганяном, военные атташе, аккредитованные в Армении дипломатических миссий, ветераны Великой отечественной войны и другие почетные гости.
“Министерство обороны Республики Армения придает огромное значение успешному проведению Сбора “Союз-2015 – Наследники Победы”, поскольку это реально действующий интернациональный проект патриотической направленности, содержащий в себе мощную идею, объединяющую прошлое и настоящее. И именно поэтому, есть все основания полагать, что у проекта, берущего свое начало с 2007 года – большое будущее” – отметил Сейран Оганян.
Участников сбора поприветствовал также секретарь Совета министров обороны СНГ Александр Синайский. По его словам, уделяется большое внимание сотрудничеству между странами Содружества в военный сфере, что проявляется военными сборами, учениями и другими мероприятиями, направленными на обеспечение безопасности и сохранение связей.
В свою очередь, председатель РОД «Доблесть Отечества» Олег Баканач выразил благодарность министерству обороны Республики Армения за беспрецедентное мероприятие и продемонстрированное на деле отношение к воспитанию подрастающего поколения. Отметив, что многие участники сбора прибыли в Цахкадзор после кропотливого отбора и конкурсов, он выразил надежду, что сбор будет верен своей миссии.  “Помните – нет уз святее товарищества, особенно если дружба приобретается на этой древней земле” —  отметил он.
Ребята получили не только напутствие от старшего поколения, но и стали свидетелями военного шоу подготовленного силами Министерства обороны Армении для них. Виртуозная высадка с вертолета, пограничные собаки задерживали бесстрашно нарушителей, авиационное шоу еще долго приковывало взгляд в безупречно голубое небо.
Начались программные мероприятия Сбора, которые сочетали в себе и спортивные состязания, образовательные школы, мастер классы и очень обширную культурную программу.
Впервые за всю историю Сбора «Союз» для ребят была сконструирована профессиональная сцена с тремя огромными ЛЭД экранами, с отличным звуковым и световым сопровождением, ребятам пришлось выкладываться по полной программе и результат превзошел все ожидания.  Утренние мальчишки и девчонки, бегущие кросс на последнем дыхании, метающие точно ножи в цель и проходившие сложную тропу разведчика, вечером под чутким руководством министра культуры Сбора Владимира Мазура преображались и становились настоящими артистами не переставая удивлять взрослых своими талантами.
22 августа Президент Республики Армения, верховный главнокомандующий вооруженных сил Армении посетил проходящий на базе Главного спортивного комплекса Цахкадзора Международный молодежный образовательный сбор военно-спортивных организаций «СОЮЗ-2015 — Наследники Победы».  Главу государства сопровождали министр обороны Сейран Оганян и члены Оргкомитета сбора.
Приветствуя участников сбора, президент РА, верховный главнокомандующий отметил: программа “Союз- Наследники победы” дает возможность для молодежи познакомиться друг с другом поближе, приобщиться к истории и культуре других народов, поделиться знаниями, и, конечно же, приобрести новых друзей.  “Нам нечего делить, и вы являетесь гарантами светлого будущего наших народов. Мы должны осознавать, что в современном мире есть много угроз, которые можно преодолевать только совместными усилиями. Вы являетесь проводниками общечеловеческих идей, ради которых воевали наши деды и прадеды. Я уверен, что все вы, и ваши сверстники это ценят и будут делать все, чтобы эта дружба, эти отношения длились вечно. Каждая дружба, каждое сотрудничество требует постоянных усилий, внимания и обращения, в противном случае в один день мы увидим эти отношения прерванными, а прерванные отношения восстанавливать очень сложно”.
Вечер завершился концертом, посвященным “Дню России “.  На сцене выступили команды из разных российских городов с музыкальными и спортивными постановками, поддержать ребят и посмотреть на российских кадет приехали солдаты российской военной базы. Ночью небо озарилось великолепным салютом, что стало для многих приятым сюрпризом.
23 августа на Сборе «СОЮЗ 2015- Наследники Победы» были проведены соревнования по пулевой стрельбе и школе молодежного управления — Дипломатическая игра.
Цель Дипломатической игры- создать молодежную организацию одной из стран-участниц. Участники Сбора в своих интернациональных взводах создали 10 организаций. первое место заняла команда «Разведчики», которая создавала проект в Латвии, направленный на борьбу с наркотиками.
В честь 70 -летия Победы и Сбора «СОЮЗ 2015 — Наследники Победы», Александр Юрьевич Саваренский — тренер, член организационного комитета, сделал заплыв на дистанцию 5 км в олимпийском бассейне базы Цахкадзор.
Во время сбора было проведено более 18 мастер-классов и школ, таких как: МК по армрестлингу, МК «Инженерная подготовка», МК пограничников НСБ РА, МК «Школа кино», МК «Военные средства связи», Школы дипломатии, социологии, журналистики, «Угрозы молодежи», «Информационный образы», «Школа разведчика-аналитика», «Школа кинопроизводства — мультипликации» и т.д.
Более 10 спортивных соревнований.
Был проведен круглый стол — спикерами которого выступили профессора Мусин М.М., Бордюгов Г.А., Архимандрит о. Сильвестр, обсуждалась опасность современных гибридных войн. Участники делились проблемами с которыми им приходится сталкивать у себя в странах.
Культурная программа завершилась сюрпризом — пенная дискотека привела все просто в восторг, не смотря на прохладный вечер.
25 августа команды посетили ереванский парк “Победы”, где возложили цветы и венок к Вечному огню на могиле неизвестного солдата, после чего посетили военный музей “Мать Армения”, ознакомились с богатой выставкой, повествующей об участии армян в Великой Отечественной войне, а также о героях Карабахской войны.
В рамках историко-культурной программы участники сбора посетили также институт-хранилище древних рукописей Матенадаран, Эчмиадзинский кафедральный собор и сокровищницу, соприкасаясь с духовной жизнью армянского народа.  Одновременно, “Наследники победы” побывали также с монастырском комплексе Гехард, в языческом храме Гарни, посетили институт-музей Геноцида армян в Османской империи.
26 августа участники сбора посетили в Цахкадзоре монастырь Кечарис, а затем получили возможность подняться на фуникулере и осмотреть город с вершины горы Техенис.
Позже на базе “Наследники Победы” Владимир Викторович Федорцов – зампредседателя оргкомитета и руководитель спортивной программы Сбора, Валентин Степанович Власов– Главный судья соревнований наградили ребят медалями участника Сбора и традиционной армейской фляжкой с логотипом и девизом «Нет уз святее товарищества».
В течение дня продолжились спортивные мероприятия. Позже состоялось вручение наград командам-победителям соревнований по строевой подготовке и фехтованию. Вечер завершился концертом и награждением за культурную программу стран-участниц Сбора.  Состоялся просмотр видеороликов, участвующих в конкурсе “Лови момент”, снятый “Наследниками Победы” за дни пребывания в Цахкадзоре и награждение победителей.  А также уникальный мультипликационный фильм созданный от мала до велика самими участниками проекта.
27 августа состоится церемония официального закрытия 12-го Международного молодежного образовательного сбора военно-спортивных организаций «СОЮЗ-2015 — Наследники Победы»
Международный молодежный образовательный Сбор военно-спортивных организаций «Союз-2015 — Наследники Победы» Армения завершился.
Мероприятие посетил министр обороны Республики Армения Сейран Оганян, который лично вручил награды победителям.
Смешанные отряды из команд 12-и стран в течение двух недель участвовали в разных видах соревнований для достижения титула победителя. По итогам соревнований 3-е место занял интернациональный отряд “Альфа”, 2-е – “Десантура”, 1-е – СОБР”.  Участники получили медали и ценные подарки. В этом году благодаря Министерству обороны Армении призовой фонд был очень серьезный. Подарки получили все победители промежуточных соревнований, не забыты были и именинники, а призы финалистам удивили не только ребят!
В беседе с журналистами Сейран Оганян подчеркнул о важности проведения подобных молодежных мероприятий для патриотического воспитания, отметил высокий уровень подготовительных и всех последующих работ, проведенных непосредственно Соорганизатором Сбора Восканяном Виталием, а также выразил удовлетворение результатами. “Самое главное то, что соревнования прошли в дружественной атмосфере, победило единство и дружба. Я неоднократно повторял, что приобретенные нашим поколениям ценности должны быть переданы следующем поколениям, дабы достижения и победы не были напрасны, — отметил министр.
Поздравив участников сбора и организаторов, Сейран Оганян отметил высокий уровень подготовки участников сбора.  Министр обороны обратил внимание на то, что мероприятие было проведено в Армении в особый для армян год 100-летия Геноцида армян в Османской империи, и 70-илетия Великой Победы.
— Думаю, что опыт 12- ти Сборов, проводимых РОД «Доблесть Отечества» достиг в Армении своего апогея. Наши наследники достойные продолжатели дела предков, будущее за ними, и они будут настоящими победоносцами. В современном мире очень сложно народу или государству строить свое будущее в одиночку. Подобными же мероприятиями мы куем общую победу, общие навыки возможности для того, чтоб построить совместное будущее. Война, действительно, не хорошее дело, и те люди, кто когда-либо видел войну, никогда не захотят вновь стать ее очевидцем. Я думаю, что те знания, которые у вас уже есть, будут направлены для сохранения мира совместными усилиями, — в частности отметил министр обороны Армении.
Церемонию закрытия завершили небывалый костер и праздничный салют, который озарил небо всего Цахкадзора.
Количество позитивных эмоций, подаренных Арменией, приобретенные верные друзья, проверенные в совместных трудностях, новые знания, навыки и умения — это тот багаж, который не измеряется килограммами, а проносится через время с благоговением и созидательными делами на благо Дружбы и Мира.
P.S.
Еще раз хочу вернуться к тому, что самое первое предложение провести Союз в Армении прозвучало еще в 2007 г. на первом Сборе, который тоже проходил на Иссык –Куле. Но как говорится всему свое время и место, а самое главное должны встретиться люди способные доносить и реализовывать свои планы не смотря ни на какие трудности. Следующим шагом в приближении Союза к Армении, стал приезд в 2013г.в Одессу команды из Армении и делегации возглавляемой Виталием Восканяном. Вот тут и появилась знаменитая «тетрадь», в которую заносились плюсы и минусы для того, чтобы СОЮЗ в Армении был высочайшего уровня.  Тетрадь пополнялась новыми заметками и в 2014г.  на Международном Сборе в Киргизии и   на Всероссийском Сборе в Казани.  А в 2015г, когда началась подготовка к проведению она превратилась в талмуд и много килограммовую папку с документами. Многочисленные командировки были так спрессованы и насыщены встречами, мероприятиями, прохождениями всех будущих маршрутов, что уверенность в отличном результате не покидала никого. Но и градус ответственности тоже рос с арифметической прогрессией. Казалось, что были предусмотрены и учтены все моменты, но каждый СОЮЗ – готовит организаторам новые испытания, каждый раз организаторы и участники проходят проверку на прочность и тем сильнее становится ценность достигнутых результатов. Когда ни будь появится книга, а может фильм о непридуманной истории СОЮЗА в которую вряд ли кто поверит, потому что даже непосредственным участникам иногда не понятно, как могут происходить те или иные вещи, похожие больше на чудеса, чем на реальные события. И таких моментов накопилось очень много, поэтому, когда начинаешь делиться ими зачастую замечаешь, что некоторые люди слушают с явным недоверием, но существование СОЮЗА на протяжении стольких лет рассевает сомнения. Удивительных людей собирает СОЮЗ вместе и поэтому он силен, ведь известно, что не территорией и не названием, а людьми сильно государство, а в проекте их лучшие представители. И не очень мудры те политики, которые пытаются мешать таким людям, ставят палки в колеса, запугивают, придумывают новые запрещающие законы, именно такими людьми они должны быть сильны и наоборот поощрять, и приумножать их- потому что забота о молодом поколении — это не только проявление патриотизма, но и жизненная необходимость.
Встречаются на дороге СОЮЗА и большие, горькие разочарования – когда проведенная труднейшая работа потом и кровью пройденная бок о бок, плечом к плечу вдруг тонет в волне популизма, когда казалось, что понимание настолько достигнуто, что иногда и не нужно было слов, но спустя время и под давлением обстоятельств происходит обратная реакция и положительный заряд превращается в заряд ненависти. И теперь уже используются в обратную сторону те ключевые моменты, которые нас объединяли, скрепляли казалось навек дружбу именно по ним начинают наносить удар, потому что знают и на себе проверили их эмоциональную составляющую. Конечно я говорю об Украине о городе –герое Одессе. И всё-таки, не смотря на это зерна, которые пытаются вытоптать посеяны, и ребята СОЮЗА общаются между собой и никакие взрослые им не помеха, потому что искренность оставляет неизгладимый след в душе. И тому подтверждение труднейшая история приезда команды из Украины – детей из Одессы и Киева. «Чем длинней у нас разлуки – тем дороже наши встречи!» — строчка из Одесского союзовского гимна. Украина переживает тяжелые времена «Но так будет не всегда» — сказала одна из руководителей команды-участницы Украины и этой действительно так. Все течет –все меняется.

Анатолий Матвийчук

журнал «Солдаты России»
 

 

 

 

27.05.2013 | Комментарии закрыты