Цифровая экономика в России

                              Программа

«Цифровая экономика Российской Федерации»

                                                                                           УТВЕРЖДЕНА
                                                                               распоряжением Правительства
                                                                                Российской Федерации
                                                                                от 28 июля 2017 г. № 1632-р
                                П Р О Г Р А М М А
«Цифровая экономика Российской Федерации»
I. Общие положения
Реализация настоящей Программы осуществляется в соответствии с
целями, задачами, направлениями, объемами и сроками реализации
основных мер государственной политики Российской Федерации по
созданию необходимых условий для развития цифровой экономики
Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются
ключевым фактором производства во всех сферах социальноэкономической
деятельности, что повышает конкурентоспособность
страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и
национальный суверенитет.
В настоящей Программе понятия используются в значении,
определенном в документах стратегического планирования,
2
Целями настоящей Программы являются:
создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в
которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором
производства во всех сферах социально-экономической деятельности
и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая
трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества,
государства и граждан;
создание необходимых и достаточных условий институционального
и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и
ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических
бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как
в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и
высокотехнологичных рынках;
повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как
отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в
целом.
Цифровая экономика представлена 3 следующими уровнями,
которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и
общества в целом:
рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), где
осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и
потребителей товаров, работ и услуг);
платформы и технологии, где формируются компетенции для
развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности);
среда, которая создает условия для развития платформ и технологий
и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики
(сфер деятельности) и охватывает нормативное регулирование,
информационную инфраструктуру, кадры и информационную
безопасность.
В связи с тем, что эффективное развитие рынков и отраслей (сфер
деятельности) в цифровой экономике возможно только при наличии
развитых платформ, технологий, институциональной и инфраструктурной
сред, настоящая Программа сфокусирована на 2 нижних уровнях цифровой
экономики — базовых направлениях, определяя цели и задачи развития:
ключевых институтов, в рамках которых создаются условия для
развития цифровой экономики (нормативное регулирование, кадры и
образование, формирование исследовательских компетенций и
технологических заделов);
3
основных инфраструктурных элементов цифровой экономики
(информационная инфраструктура, информационная безопасность).
При этом каждое из направлений развития цифровой среды и
ключевых институтов учитывает поддержку развития как уже
существующих условий для возникновения прорывных и перспективных
сквозных цифровых платформ и технологий, так и создание условий для
возникновения новых платформ и технологий. Основными сквозными
цифровыми технологиями, которые входят в рамки настоящей Программы,
являются:
большие данные;
нейротехнологии и искусственный интеллект;
системы распределенного реестра;
квантовые технологии;
новые производственные технологии;
промышленный интернет;
компоненты робототехники и сенсорика;
технологии беспроводной связи;
технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Предусматривается изменение перечня таких технологий по мере
появление и развития новых технологий.
Реализация отдельных направлений по отраслям экономики (сферам
деятельности), в первую очередь в сфере здравоохранения, создания
«умных городов» и государственного управления, включая контрольнонадзорную
деятельность, будет осуществляться на основе дополнения
настоящей Программы соответствующими разделами, а также разработки
реализации соответствующих планов мероприятий («дорожный карт»),
сформированных в рамках системы управления реализацией настоящей
Программы.
Реализация настоящей Программы требует тесного взаимодействия
государства, бизнеса и науки, так как основным результатом ее реализации
должно стать создание не менее 10 национальных компаний-лидеров —
высокотехнологичных предприятий, развивающих «сквозные» технологии
и управляющих цифровыми платформами, которые работают на
глобальном рынке и формируют вокруг себя систему «стартапов»,
исследовательских коллективов и отраслевых предприятий,
обеспечивающую развитие цифровой экономики.
4
Настоящая Программа учитывает и комплексно дополняет цели и
задачи, реализуемые в рамках Национальной технологической инициативы
и принятых документов стратегического планирования, в том числе
отраслевых актов, в частности прогноза научно-технологического развития
Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного
Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым,
Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря
2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития
Российской Федерации», Стратегии развития информационного общества
в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы, приоритетного проекта
«Совершенствование процессов организации медицинской помощи на
основе внедрения информационных технологий», утвержденного
протоколом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 г.
№ 9, и других документов, а также документов Евразийского
экономического союза. Так, в 2015 году ратифицирован Договор о
Евразийском экономическом союзе, в рамках которого предусматривается
создание интегрированной информационной системы Союза и
трансграничного пространства доверия.
Принятые в Российской Федерации к 2017 году документы
стратегического планирования предусматривают меры, направленные на
стимулирование развития цифровых технологий и их использование в
различных секторах экономики. Например, в прогнозе социальноэкономического
развития Российской Федерации на 2017 год и на
плановый период 2018 и 2019 годов предусмотрено распространение
использования информационных технологий в социально-экономической
сфере, государственном управлении и бизнесе и указаны основные
сдерживающие факторы, включая дефицит кадров, недостаточный уровень
подготовки специалистов, недостаточное количество исследований
мирового уровня. Наиболее близким по содержанию документом
стратегического планирования к настоящей Программе является Стратегия
развития информационного общества в Российской Федерации
на 2017 — 2030 годы, цели и задачи которой находятся в неразрывной
взаимосвязи с настоящей Программой.
Настоящая Программа, ориентируясь на Стратегию развития
информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы,
исходит из того, что цифровая экономика представляет собой
5
хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой
являются данные в цифровой форме, и способствует формированию
информационного пространства с учетом потребностей граждан и
общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию
информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и
применению российских информационно-телекоммуникационных
технологий, а также формированию новой технологической основы для
социальной и экономической сферы.
Настоящая Программа способствует согласованному развитию
цифровой экономики на территории стран — участниц Евразийского
экономического союза и в кооперации с партнерами на европейском и
азиатско-тихоокеанском направлениях в форматах Шанхайской
организации сотрудничества и БРИКС.
II. Социально-экономические условия принятия настоящей Программы
С использованием цифровых технологий изменяются повседневная
жизнь человека, производственные отношения, структура экономики и
образование, а также возникают новые требования к коммуникациям,
вычислительным мощностям, информационным системам и сервисам.
В настоящее время данные становятся новым активом, причем,
главным образом, за счет их альтернативной ценности, то есть по мере
применения данных в новых целях и их использования для реализации
новых идей.
В России в настоящее время урегулировано большинство
вопросов, возникающих в рамках использования информационнотелекоммуникационных
технологий в различных сферах деятельности.
Однако регуляторная и нормативная среда имеет ряд недостатков, в ряде
случаев создавая существенные барьеры на пути формирования новых
институтов цифровой экономики, развития информационнотелекоммуникационных
технологий и связанных с ними видов
экономической деятельности.
Все большее число граждан Российской Федерации признает
необходимость обладания цифровыми компетенциями, однако уровень
использования персональных компьютеров и информационнотелекоммуникационной
сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») в
России все еще ниже, чем в Европе, и существует серьезный разрыв в
цифровых навыках между отдельными группами населения.
6
Конфигурация глобальных рынков претерпевает значительные
изменения под действием цифровизации. Многие традиционные
индустрии теряют свою значимость в структуре мировой экономики
на фоне быстрого роста новых секторов, генерирующих кардинально
новые потребности. Определяющее значение в происходящей
трансформации приобретают исследования и разработки, что требует
создания системы управления исследованиями и разработками в области
цифровой экономики, обеспечивающей координацию усилий
заинтересованных сторон — представителей федеральных органов
исполнительной власти, компаний, высших учебных заведений и научных
организаций.
В системе образования расширяется применение цифровых
технологий. Образовательные организации имеют выход в сеть «Интернет»
и представлены там на своих сайтах в соответствии с государственными
требованиями. Нормативно, технологически и содержательно
обеспечен курс информатики и информационно-коммуникационных
технологий в программах общего образования, ведется подготовка
кадров для цифровой экономики. Однако численность подготовки
кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой
экономики недостаточны. Имеется серьезный дефицит кадров в
образовательном процессе всех уровней образования. В процедурах
итоговой аттестации недостаточно применяются цифровые инструменты
учебной деятельности, процесс не включен целостно в цифровую
информационную среду.
Также в России создана инфраструктура науки и инноваций,
представленная различными институтами развития, технопарками, бизнесинкубаторами,
которую можно и нужно использовать в целях развития
цифровой экономики.
В 2016 году доля жителей, использующих широкополосный доступ к
сети «Интернет», составляла 18,77 процента. При этом на 100 человек
приходилось 159,95 мобильного телефона и из 100 человек 71,29 человека
использовали мобильный доступ к сети «Интернет». Средняя скорость в
сети «Интернет» в России выросла на 29 процентов (до 12,2 Мбит/с), в
связи с чем по этому показателю России находится на одном уровне с
Францией, Италией и Грецией.
К началу 2017 года российский рынок коммерческих центров
хранения и обработки данных вырос до 14,5 млрд. рублей, это
на 11 процентов больше, чем в 2016 году, что во многом было обусловлено
7
нормативными требованиями о хранении персональных данных граждан
России на территории России. Однако в отличие от большинства стран
Россия не имеет стандартов оценки центров хранения и обработки данных,
в связи с чем отсутствует объективная возможность для оценки уровня
оказываемых услуг, в том числе по объему возможных для хранения
данных.
Также стабильно растет рынок «облачных» услуг — примерно на
40 процентов ежегодно.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря
2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности
Российской Федерации», является основой для формирования
государственной политики и развития общественных отношений в области
обеспечения информационной безопасности, а также для выработки мер по
совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности.
В Российской Федерации традиционно большое внимание уделяется
вопросам обеспечения информационной безопасности объектов
газоснабжения, энергоснабжения и ядерных объектов. Однако при этом
две третьих российских компаний полагают, что количество преступлений
в цифровой среде за 3 последних года возросло на 75 процентов, что
требует совершенствования системы информационной безопасности во
всех секторах экономики.
В России успешно развиваются цифровые платформы, однако их
виды и подходы к созданию существенным образом различаются.
Так, Россия достигла значительных успехов в развитии цифровой
платформы предоставления государственных и муниципальных услуг, в
том числе за счет установления требований об интероперабельности
систем, использования информации из других систем, в том числе
платежных. Успешно развиваются федеральная государственная
информационная система «Единая система идентификации и
аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационнотехнологическое
взаимодействие информационных систем, используемых
для предоставления государственных и муниципальных услуг в
электронной форме» и платформы для проведения платежей, создаваемые
кредитными организациями.
Серьезные проблемы в настоящее время наблюдаются
при применении информационно-телекоммуникационных технологий
на уровне органов местного самоуправления. Только 10 процентов
8
муниципальных образований отвечают установленным в законодательстве
Российской Федерации требованиям по уровню цифровизации.
В подобных социально-экономических условиях развитие сфер
деятельности необходимо осуществлять с применением информационнотелекоммуникационных
технологий на качественно новом уровне,
позволяющем использовать потенциал данных в цифровой форме как
ключевой фактор производства, а отрасль информационных технологий
должна создавать для этого необходимые платформы и сервисы.
III. Российская Федерация на глобальном цифровом рынке
По предложению Всемирного экономического форума для оценки
готовности стран к цифровой экономике используется последняя версия
международного индекса сетевой готовности, представленная в докладе
«Глобальные информационные технологии» за 2016 год.
Усовершенствованный индекс измеряет, насколько хорошо экономики
стран используют цифровые технологии для повышения
конкурентоспособности и благосостояния, а также оценивает факторы,
влияющие на развитие цифровой экономики.
Согласно указанному исследованию Российская Федерация занимает
41-е место по готовности к цифровой экономике со значительным отрывом
от десятки лидирующих стран, таких, как Сингапур, Финляндия, Швеция,
Норвегия, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Швейцария,
Великобритания, Люксембург и Япония. С точки зрения экономических и
инновационных результатов использования цифровых технологий,
Российская Федерация занимает 38-е место с большим отставанием от
стран-лидеров, таких, как Финляндия, Швейцария, Швеция, Израиль,
Сингапур, Нидерланды, Соединенные Штаты Америки, Норвегия,
Люксембург и Германия.
Такое значительное отставание в развитии цифровой экономики от
мировых лидеров объясняется пробелами нормативной базы для цифровой
экономики и недостаточно благоприятной средой для ведения бизнеса и
инноваций и, как следствие, низким уровнем применения цифровых
технологий бизнес-структурами.
Низкий уровень применения цифровых технологий бизнесструктурами
в Российской Федерации по сравнению с государственными
органами и населением также отмечено в докладе Всемирного банка о
глобальном развитии 2016 года.
9
В докладе Всемирного экономического форума о глобальной
конкурентоспособности 2016 — 2017 годов подчеркивается особое значение
инвестиций в инновации наряду с развитием инфраструктуры, навыков и
эффективных рынков. В международном рейтинге Российская Федерация
занимает 43-е место, значительно отстав от многих наиболее
конкурентоспособных экономик мира, таких, как Швейцария, Сингапур,
Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Германия, Швеция,
Великобритания, Япония, Гонконг и Финляндия. Низкий уровень
инноваций и неразвитость бизнеса, а также недостаточно развитые
государственные и частные институты и финансовый рынок являются
«узкими» местами для конкурентоспособности России на глобальном
цифровом рынке.
Для анализа развития цифровой экономики в Российской Федерации
в сравнении со странами Европейского союза и некоторыми странами, не
входящими в Европейский союз, можно также использовать
международный индекс I-DESI, опубликованный Европейской комиссией
в 2016 году. Индекс I-DESI, разработанный на основе индекса DESI для
стран — членов Европейского союза, оценивает эффективность как
отдельных стран Европейского союза, так и Европейский союз в целом по
сравнению с Австралией, Бразилией, Канадой, Китаем, Исландией,
Израилем, Японией, Южной Кореей, Мексикой, Новой Зеландией,
Норвегией, Россией, Швейцарией, Турцией и Соединенными Штатами
Америки. Индекс I-DESI использует данные из различных признанных
международных источников, таких, как Организация экономического
сотрудничества и развития, Организация объединенных данных,
Международный союз электросвязи и других.
Основными компонентами индекса I-DESI являются связь,
человеческий капитал, использование сети «Интернет», внедрение
цифровых технологий в бизнесе и цифровые услуги для населения.
Согласно исследованию Россия отстает в развитии цифровой экономики от
Европейского союза, Австралии и Канады, но опережает Китай, Турцию,
Бразилию и Мексику. По доступности фиксированной широкополосной
связи Россия наряду с Соединенными Штатами Америки в 2016 году
опережала Европейский союз и остальные страны. В отношении
человеческого капитала Россия имела лучшие позиции, чем в среднем по
Европейскому союзу, в Турции, Мексике и Бразилии, но значительно
отстала от Японии, Кореи, Швеции, Финляндии, Великобритании и
лидирующих стран Европейского союза. В отношении частоты
10
использования сети «Интернет» (в среднем ежедневно и регулярно), Россия
продемонстрировала не очень высокие позиции в сравнении
с Европейским союзом, Соединенными Штатами Америки, Новой
Зеландией и Австралией, но опережала Китай, Бразилию и Мексику.
В области внедрения цифровых технологий предприятиями Россия
значительно отстала от Европейского союза и остальных стран, немного
опередив Турцию, Китай и Мексику.
IV. Направления развития цифровой экономики в соответствии с
настоящей Программой
В целях управления развитием цифровой экономики настоящая
Программа определяет цели и задачи в рамках 5 базовых направлений
развития цифровой экономики в Российской Федерации на период
до 2024 года.
К базовым направлениям относятся нормативное регулирование,
кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и
технических заделов, информационная инфраструктура и информационная
безопасность.
Основной целью направления, касающегося нормативного
регулирования, является формирование новой регуляторной среды,
обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и
развития современных технологий, а также для осуществления
экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой
экономики). По этому направлению предполагается:
создание постоянно действующего механизма управления
изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования
цифровой экономики;
снятие ключевых правовых ограничений и создание отдельных
правовых институтов, направленных на решение первоочередных задач
формирования цифровой экономики;
формирование комплексного законодательного регулирования
отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики;
принятие мер, направленных на стимулирование экономической
деятельности, связанной с использованием современных технологий,
сбором и использованием данных;
11
формирование политики по развитию цифровой экономики на
территории Евразийского экономического союза, гармонизацию подходов
к нормативному правовому регулированию, способствующих развитию
цифровой экономики на пространстве Евразийского экономического
союза;
создание методической основы для развития компетенций в области
регулирования цифровой экономики.
Учитывая необходимость нормативно-правовой регламентации
большинства мероприятий, которые планируется реализовать в целях
достижения поставленных целей в рамках базовых и прикладных
направлений развития цифровой экономики, при разработке и реализации
концепций первоочередных, среднесрочных и комплексных мер по
совершенствованию правового регулирования цифровой экономики в
рамках направления по нормативному регулированию необходимо в
полной мере учитывать предложения по нормативно-правовому
регулированию иных базовых и прикладных направлений, что
предполагает тесное взаимодействие создаваемых по каждому
направлению центров компетенций с центром компетенций,
обеспечивающим мониторинг и совершенствование правового
регулирования цифровой экономики.
Основными целями направления, касающегося кадров и
образования, являются:
cоздание ключевых условий для подготовки кадров цифровой
экономики;
совершенствование системы образования, которая должна
обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами;
рынок труда, который должен опираться на требования цифровой
экономики;
создание системы мотивации по освоению необходимых
компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.
Основной целью направления, касающегося формирования
исследовательских компетенций и технологических заделов, является
создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в
области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры
цифровых платформ), обеспечивающей технологическую независимость
по каждому из направлений сквозных цифровых технологий,
конкурентоспособных на глобальном уровне, и национальную
безопасность. По этому направлению предполагается:
12
формирование институциональной среды для развития исследований
и разработок в области цифровой экономики;
формирование технологических заделов в области цифровой
экономики;
формирование компетенций в области цифровой экономики.
Основными целями направления, касающегося информационной
инфраструктуры, являются:
развитие сетей связи, которые обеспечивают потребности экономики
по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом
технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями;
развитие системы российских центров обработки данных, которая
обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам
доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг
по хранению и обработке данных на условиях и позволяет в том числе
экспортировать услуги по хранению и обработке данных;
внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения
потребностей власти, бизнеса и граждан;
создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и
предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей
потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной
информации о пространственных объектах.
Развитию цифровой экономики России сегодня препятствуют новые
вызовы и угрозы, прежде всего:
проблема обеспечения прав человека в цифровом мире, в том числе
при идентификации (соотнесении человека с его цифровым образом),
сохранности цифровых данных пользователя, а также проблема
обеспечения доверия граждан к цифровой среде;
угрозы личности, бизнесу и государству, связанные с тенденциями
к построению сложных иерархических информационнотелекоммуникационных
систем, широко использующих виртуализацию,
удаленные (облачные) хранилища данных, а также разнородные
технологии связи и оконечные устройства;
наращивание возможностей внешнего информационно-технического
воздействия на информационную инфраструктуру, в том числе на
критическую информационную инфраструктуру;
рост масштабов компьютерной преступности, в том числе
международной;
13
отставание от ведущих иностранных государств в развитии
конкурентоспособных информационных технологий;
зависимость социально-экономического развития от экспортной
политики иностранных государств;
недостаточная эффективность научных исследований, связанных с
созданием перспективных информационных технологий, низкий уровень
внедрения отечественных разработок, а также недостаточный уровень
кадрового обеспечения в области информационной безопасности.
Целью направления, касающегося информационной безопасности,
является достижение состояния защищенности личности, общества и
государства от внутренних и внешних информационных угроз, при
котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод
человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан,
суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие Российской
Федерации в условиях цифровой экономики, что предполагает:
обеспечение единства, устойчивости и безопасности
информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Российской
Федерации на всех уровнях информационного пространства;
обеспечение организационной и правовой защиты личности, бизнеса
и государственных интересов при взаимодействии в условиях цифровой
экономики;
создание условий для лидирующих позиций России в области
экспорта услуг и технологий информационной безопасности, а также учет
национальных интересов в международных документах по вопросам
информационной безопасности.
Разработка и реализация мероприятий настоящей Программы
базируется на основополагающих принципах информационной
безопасности, включающих:
использование российских технологий обеспечения целостности,
конфиденциальности, аутентификации и доступности передаваемой
информации и процессов ее обработки;
преимущественное использование отечественного программного
обеспечения и оборудования;
применение технологий защиты информации с использованием
российских криптографических стандартов.
14
V. Управление развитием цифровой экономики
Управление развитием цифровой экономики невозможно без
согласования интересов всех заинтересованных в развитии цифровой
экономики сторон и объединения организационных, трудовых,
финансовых ресурсов государства и бизнеса.
С учетом целей и задач развития цифровой экономики в Российской
Федерации формируется система управления, которая:
включает представителей всех заинтересованных сторон в развитии
цифровой экономики (органов государственной власти, бизнеса,
гражданского общества и научно-образовательного сообщества);
обеспечивает прозрачность и подотчетность своей деятельности;
реализовывает проектный подход в организации управления;
включает 3 уровня управления — стратегический, оперативный и
тактический.
На стратегическом уровне системы управления утверждаются
направления развития цифровой экономики, стратегические цели и планы,
а также отчеты об их достижении.
При этом рабочий орган стратегического уровня управления должен
рассматривать и согласовывать форсайты и прогнозы развития цифровой
экономики и цифровых технологий, основные направления развития
цифровой экономики, результаты мониторинга и контроля программы
развития цифровой экономики, изменения программы и системы
управления.
На оперативном уровне управления обеспечивается выполнение
функций управления реализацией настоящей Программой на
консолидированном уровне, в том числе:
формирование совместно с профессиональными сообществами
форсайта и моделей будущего;
рассмотрение и утверждение предложений по внесению изменений в
настоящую Программу, возникающих в ходе ее реализации;
анализ и внесение изменений в документы стратегического
планирования с учетом целей, задач и мероприятий настоящей
Программы;
формирование методологии планирования, координации,
мониторинга и отчетности при реализации настоящей Программы,
методическая поддержка на консолидированном уровне выполнения
настоящей Программы;
15
координация деятельности федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти субъектов, органов местного
самоуправления и взаимодействие с представителями бизнеса,
гражданского общества и научно-образовательного сообщества по
вопросам развития цифровой экономики и реализации настоящей
Программы;
обеспечение ресурсами выполнение настоящей Программы,
координация финансирования мероприятий по развитию цифровой
экономики за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных
источников;
управление «портфелями» проектов и отдельными проектами по
направлениям настоящей Программы;
формирование основных направлений исследований и разработок по
направлениям цифровой экономики;
организация мониторинга развития цифровой экономики и
реализации настоящей Программы, рассмотрение его результатов и
контроль за ходом ее выполнения;
разработка и рассмотрение предложений по непрерывному
совершенствованию системы управления развитием цифровой экономики;
установка стандартов и осуществление регулирования цифровой
экономики;
формирование требований к описаниям компетенций цифровой
экономики и создание описания этих компетенций.
На тактическом уровне обеспечивается управление выполнением
планов и реализацией проектов по каждому из следующих направлений:
разработка и реализация планов цифровой трансформации органов
власти, государственных учреждений, корпораций и фондов;
исполнение проектов настоящей Программы с целью достижения
результата, реализация и масштабирование пилотных проектов и лучших
практик;
организация исследований и экспертизы в области цифровой
экономики;
формирование нормативной базы компонентов образовательных
программ, существенных для цифровой экономики, включая стандарты и
государственные требования, а также примерные программы;
разработка предложений по мерам законодательного регулирования
развития цифровой экономики;
16
обеспечение ресурсами проектов и инициатив в области цифровой
экономики и их финансирование;
участие представителей всех заинтересованных сторон (власти,
бизнеса, гражданского общества и научно-образовательного сообщества) в
управлении центров развития и передачи цифровых технологий,
деятельности рабочих групп, экспертизе проектов и планов развития
цифровой экономики.
Одной из важнейших задач системы управления является поддержка
«стартапов» и субъектов малого и среднего предпринимательства в области
разработки и внедрения цифровых технологий путем их информационной
акселерации (популяризации, обучения новым бизнес-моделям, навигации
в системе управления, координации с другими участниками и ряд других
мер) и инвестиционной акселерации (финансовой поддержки, создания
специальных правовых и налоговых условий, переориентации институтов
развития, создания новых способов поддержки и др.).
Осуществление мониторинга реализации настоящей Программы
потребует нормативного и методического обеспечения, включая:
разработку системы показателей мониторинга с учетом целей, задач
и показателей настоящей Программы, рекомендаций международных
организаций и иностранного опыта, а также инструментов мониторинга,
включая модернизированные и новые формы федерального
статистического наблюдения за развитием цифровой инфраструктуры и
цифровой трансформацией бизнеса, государственного и муниципального
управления, образования, здравоохранения, использованием цифровых
технологий населением и домохозяйствами, гармонизированные с
аналогичными инструментами организации экономического
сотрудничества и развития;
внесение изменений в федеральный план статистических работ,
подготовку методических рекомендаций о порядке применения новых
инструментов мониторинга.
VI. Показатели настоящей Программы
Достижение запланированных характеристик цифровой экономики
Российской Федерации обеспечивается за счет достижения следующих
показателей к 2024 году:
в отношении экосистемы цифровой экономики:
успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров
(операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках;
17
успешное функционирование не менее 10 отраслевых
(индустриальных) цифровых платформ для основных предметных
областей экономики (в том числе для цифрового здравоохранения,
цифрового образования и «умного города»);
успешное функционирование не менее 500 малых и средних
предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и
оказания цифровых услуг;
в отношении кадров и образования:
количество выпускников образовательных организаций высшего
образования по направлениям подготовки, связанным с информационнотелекоммуникационными
технологиями, — 120 тыс. человек в год;
количество выпускников высшего и среднего профессионального
образования, обладающих компетенциями в области информационных
технологий на среднемировом уровне, — 800 тыс. человек в год;
доля населения, обладающего цифровыми навыками, — 40 процентов;
в отношении формирования исследовательских компетенций и
технологических заделов:
количество реализованных проектов в области цифровой экономики
(объемом не менее 100 млн. рублей) — 30 единиц;
количество российских организаций, участвующих в реализации
крупных проектов (объемом 3 млн. долл.) в приоритетных направлениях
международного научно-технического сотрудничества в области цифровой
экономики, — 10;
в отношении информационной инфраструктуры:
доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети
«Интернет» (100 мбит/с), в общем числе домашних хозяйств —
97 процентов;
во всех крупных городах (1 млн. человек и более) устойчивое
покрытие 5G и выше;
в отношении информационной безопасности:
доля субъектов, использующих стандарты безопасного
информационного взаимодействия государственных и общественных
институтов, — 75 процентов;
доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента сети
«Интернет», маршрутизируемая через иностранные серверы, — 5 процентов.

Что такое цифровая экономика

28.09.2017

20141111212306 10 essential tips b2b marketing success digital economy result

Этим летом российское правительство утвердило систему реализации программы цифровой экономики в стране, целью которой является формирование полноценной цифровой среды. По мнению властей, именно «цифровизация» экономики позволит России решить вопрос глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности. О том, что такое цифровая экономика, расскажем в этой статье.

На протяжении всего существования человечества общество развивалось. Общеизвестно, что в своем развитии оно прошло три этапа: аграрный с преобладанием сельского хозяйства и ручного труда, индустриальный с доминированием промышленности и постиндустриальный. Все развитые страны уже перешли в третье состояние, которое характеризуется доминированием в экономике сферы услуг и появлением информационных технологий и компьютеров, что повлекло за собой значительное облегчение жизни людей-жителей этих стран. Другими словами, мы стали жить в обществе потребления.

Однако общество не стоит на месте, его дальнейшее развитие и все большее доминирование сферы услуг над производством привели к тому, что ключевую роль в этом движении стали играть информационные технологии и сфера IT, которые значительно упрощают сам механизм получения человеком какой-либо услуги. Появление Интернета и снижение стоимости доступа в глобальную сеть стали настоящей информационной (цифровой) революцией, которая изменила нашу жизнь в целом, и экономику в частности.

Цифровая экономика – это…

Сам термин «цифровая экономика» (digitaleconomy) впервые был употреблен сравнительно недавно, в 1995 году, американским ученым из Массачусетского университета Николасом Негропонте для разъяснения коллегам преимуществ новой экономики в сравнении со старой в связи с интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий.

В утвержденной в России «Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы» дано следующее определение цифровой экономики: «Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».

Другими словами, цифровая экономика – это деятельность, непосредственно связанная с развитием цифровых компьютерных технологий, в которую входят и сервисы по предоставлению онлайн-услуг, и электронные платежи, и интернет-торговля, и краудфандинг и прочее. Обычно главными элементами цифровой экономики называют электронную коммерцию, интернет-банкинг, электронные платежи, интернет-рекламу, а также интернет-игры.

Благодаря развитию и внедрение информационных технологий в нашу жизнь сегодня во многих случаях мы можем обходиться без посредника. Например, если мы хотим есть, но не желаем готовить, мы можем оформить в интернете доставку еды на дом, если нам нужно перевести другу деньги, нам незачем идти в отделение кредитной организации – мы можем сделать перевод через мобильный банк, если нам нужно зарегистрировать транспортное средство, мы тоже можем сделать это онлайн – через портал Госуслуг. Это и многое другое мы можем делать только благодаря тому, что у нас есть компьютер и выход в интернет.

Плюсы цифровой экономики

Цифровая экономика, а именно возникновение новых возможностей, безусловно, позитивным образом отражается на жизни человека.

Благодаря развитию цифровых технологий, потребитель может быстрее получать необходимые ему услуги, экономить, покупая продукты в интернет-магазинах по более низким ценам. Так, электронная версия книги обойдется вам в разы дешевле, чем ее печатный аналог, на оптовой закупке в интернете, договорившись с другими потребителями, вы сэкономите больше, чем делая покупки в оффлайновых торговых точках. В конце концов, потребитель даже может начать свое дело онлайн, стать предпринимателем, не выходя из дома.

К другим плюсам развития цифровой экономики Всемирный банк в своем обзоре 2016 года «Цифровые дивиденды»относит

  • рост производительности труда;
  • повышение конкурентоспособности компаний;
  • снижение издержек производства;
  • создание новых рабочих мест;
  • преодоление бедности и социального неравенства.

И это всего лишь несколько примеров того, как цифровая экономика положительно влияет на нашу жизнь, давая множество возможностей рядовому пользователю, и тем самым расширяя возможности самого рынка.

Риски цифровой экономики

Внедрение в жизнь «цифры» и электронной коммерции тем не менее несет для человечества и ряд минусов, среди которых

  • риск киберугроз, связанный с проблемой защиты персональных данных (частично проблема мошенничества может решаться внедрением так называемой цифровой грамотности);
  • «цифровое рабство» (использование данных о миллионах людей для управления их поведением);
  • рост безработицы на рынке труда, поскольку будет возрастать риск исчезновения некоторых профессий и даже отраслей (например, многие эксперты всерьез полагают, что банковская система в течение ближайших десяти лет исчезнет). Это станет возможным вследствие дальнейшего распространения информационных технологий и ее продуктов, как-то: магазинов с электронными кассами, ботов, обслуживающих клиентов, беспилотных автомобилей и прочего);
  • «цифровой разрыв» (разрыв в цифровом образовании, в условиях доступа к цифровым услугам и продуктам, и, как следствие, разрыв в уровне благосостояния людей, находящихся в одной стране или в разных странах).

Главные цифровые экономики мира

Согласно данным исследования Digital Evolution Index 2017, проведенного компанией Mastercard совместно со Школой права и дипломатии им. Флетчера при университете Тафтса, у России есть неплохие перспективы занять лидирующие позиции в рейтинге развития цифровой экономики. По мнению экспертов, несмотря на относительно низкий общий уровень дигитализации, наша страна демонстрируют устойчивые темпы роста и находится на пике цифрового развития, привлекая тем самым инвесторов в экономику.

Пока же в рейтинге цифровых экономик мира Россия занимает 39-е место, соседствуя с Китаем, Индией, Малайзией и Филиппинами.

«Цифровыми» странами-лидерами на сегодняшний день являются Норвегия, Швеция и Швейцария. В топ-10 входят США, Великобритания, Дания, Финляндия, Сингапур, Южная Корея и Гонконг.

01.12.2018 | Комментарии закрыты